Андрей Котляров, психолог: Зависимость и TV

1. При каком времени, уделяемом просмотру телевизора можно говорить о зависимости?

Если человек ежедневно или почти каждый день проводит перед телевизором не менее 2 — 3 часов можно говорить о зависимости. У детей это время меньше минимум на 50%


2. Что может защитить от зависимости от телевизора?

Природа. Это отличное противоядие от влияния отравляющей тело и душу «машинной цивилизации». Не жалейте сил и времени на прогулки. Не говоря уже о возможности «подышать воздухом», прогулка — это общение в приятной и интересной обстановке. Хорошим противоядием от пошлости массовой культуры может стать настоящее искусство, литература, кино.


3. Как же все-таки быть с телевизором?

Приходится исходить из того факта, что телевидение уже вошло в жизнь.. Сделайте более строгий отбор, исходя из установленного «лимита» времени. Очень важно, чтобы телевизор в доме включался только для того, чтобы посмотреть что-то конкретное, а не для того, чтобы перед ним «убивать» время. Посмотреть что-то — и сразу выключить, не давая втянуть себя в просмотр следующей передачи. Это, пожалуй, главное.


4. В чем причина популярности реал-шоу типа «Фабрика звезд»?

Можно предложить несколько гипотез:

•Свои ребята.

Считается, что «в телевизор» попадают какие-то исключительные люди — более красивые, умные, крутые, удачливые, талантливые, богатые. Теоретическая же возможность попасть в «Фабрику» была у всех, кто соответствовал требованиям организаторов. Да и само зрелище опровергало звездность героев. Скорее это были люди из толпы, такие же, как пацан с соседней улицы или знакомая девчонка. Мысль, что «я такой же, как и вы, а значит, и для меня — тупого, с плохими отметками и не умеющего связать двух слов — не все в этой жизни потеряно», способна утешить и поднять уровень самооценки.

•Радости вуайериста.

Вуайеризм, или страсть к подглядыванию, является широко известным и достаточно распространенным феноменом. Видимо, он же лежит в основе популярности телесериалов и мыльных опер, которые дают человеку иллюзию наполненной событиями и персонажами жизни. Во многом это стремление к наблюдению за другими связано с недостатком впечатлений и событий в жизни собственной. Вряд ли активный человек, который увлечен работой, занимается спортом, общается с друзьями, станет часами пристально следить за мающимися от безделья и вяло перебранивающимися героями реал-шоу.

•Сюжет рождается на твоих глазах.

Говорят, что прямой эфир — это наркотик, так как все, что случится, сразу же видят миллионы зрителей. Вместо жесткого сценария, где все запланировано, мы видим рождение сюжета прямо на наших глазах, причем очарование зрелищу придает элемент неожиданности: события происходят спонтанно, все складывается так, как складывается, и чем дело закончится, никто не знает.


5. Какой вред наносит телевизор детскому здоровью?

Длительное сидение перед экраном телевизора приводит к астеноневротическим нарушениям: расстраивается работа кишечника, из организма плохо выводятся продукты распада, и дети часто болеют.

Развиваются психоэмоциональные нарушения, связанные с информационным воздействием телевидения на личность ребенка: слабеет память; он хуже соображает на уроках в школе, не может сосредоточиться; нарушается сон; он становится возбудимым, раздражительным, обидчивым. Ухудшаются и отношения с родителями, особенно если они требуют оторваться от экрана..

Телевидение моделирует поведение ребенка, заставляет его жить по законам экранного мира, навязывает определенные вкусы и интересы,. Показывая насилие даже в «мультиках», оно учит презирать слабого, навязывает не только особый образ жизни, но даже особую манеру общения.

Просмотр телевизионных передач, ток-шоу, не требует особой концентрации внимания, а посему, подростки становятся ленивыми и пассивными во всех допустимых смыслах этого слова.

Ученные склонны считать, что феномен «детской невнимательности» в определенной степени связан именно со злоупотреблением просмотра телевизора.

Все дело в быстрой и неожиданной смене картинок на экране, а это дестабилизирует внимание и сосредоточенность ребенка.


6. Что делать, чтобы избежать зависимости от телевизора у ребёнка?

Ещё раз напоминаю — речь идёт в большинстве случаев не о зависимости а об одиночестве. Предложите ребёнку своё общество и он скорее всего откажется от телевизора.

Никогда не предлагайте телевизор вместо себя. Если ребенок хочет побыть с вами, поиграть, почитать, а вы никак не можете этого сделать, предложите ему игру, в которую он может играть один, отправьте его в гости к соседскому ребёнку! Рано или поздно малыш сам обнаружит, что с помощью телевизора можно в какой-то мере компенсировать одиночество и скуку, но это будет сделано не с вашей подачи. Кстати, для того, чтобы объяснить ребенку место телевидения в жизни людей, можно подчеркнуть «суррогатность» общения с ним. Если ребенок поссорился с другом и не хочет мириться, но при этом просит вас поиграть с ним, можете предложить ему посмотреть телевизор со словами: «Я сейчас не могу играть с тобой. Ты мог бы пригласить Петю, но он тебе не нравится, вот и смотри теперь мультики».

Старайтесь не превращать телевизор в неизменного участника семейных ритуалов: обедов и ужинов, разговоров перед сном. Задумайтесь о роли телевидения в своей собственной жизни. Если оно давно вытеснило друзей, интересные поездки и стало вашим хобби, наивно предполагать, что малыш избежит той же участи. В этом случае, затевая борьбу с экраном, прежде всего начните с самих себя.

Еще одна опасность телевидения — в пассивности предлагаемых им развлечений (именно эта особенность частично объясняет такое легкое привыкание к экрану). Во взаимодействии человека и телевизора активную роль играет именно телевизор. Ваша задача заключается лишь в выборе программы. В любом другом виде развлечений вам неизбежно приходится делать что-то самим. В шахматах и картах — думать, просчитывать комбинации. При прочтении книги мозг совершает огромную работу по превращению букв в слова, слов в образы, а воображение трудится, оживляя людей, события, пейзажи. Для общения с гостями вам нужно уметь поддерживать беседу. К тому же, чем бы вы ни занимались, вас обязательно будет интересовать результат действий: кто выиграет, чем закончится книга, как сложится вечер. А в ситуации «общения» с телевизором вы всегда остаетесь ни при чем, так как ни на что не можете повлиять.

Такая форма взаимодействия привлекательна и для детей, и для взрослых. Взрослыми руководит желание снять с себя на какое-то время ответственность за происходящее и окунуться в круговорот событий, а для детей это состояние является вполне привычным, поскольку они пока еще ни за что не отвечают, не влияют на ситуацию, которую выстраивают другие.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: